Законодательное Собрание ЕАО
Сегодня: Воскресенье, 26.02.2017
Версия для слабовидящих
Главная История парламентаризма в России

История парламентаризма в России и ЕАО (история и современность, региональный аспект)

   Идея парламентаризма является одной из фундаментальных правовых доктрин последних столетий и в настоящее время с разной долей демократичности и формальности реализована в большинстве государств мира. Россия в этом плане не является исключением. Современный российский парламентаризм молод. В России, как, пожалуй, ни в одном другом государстве, за относительно короткий отрезок времени парламентаризму было суждено пройти неоднозначный, противоречивый путь становления и развития.

   Институты демократии России уходят своими корнями в далекое прошлое. Это и институты прямого народного участия в определении судьбы отечества — вече. Псковское, Новгородское веча являются классическими образцами непосредственного участия населения в делах государства в Киевско-Новгородской Руси.

   Исторические начала практики решения наиболее важных вопросов политической и хозяйственной жизни «собором», сходом или собранием представителей были заложены в старину, когда в древней и средневековой Руси возникла и оттачивалась такая форма обсуждения общих дел и всенародного принятия решений, как вече.

   Вече (происходит от древнеславянского веет - совет) как орган государственного управления и самоуправления упоминается уже в 997 году в Белгородской летописи. Русские летописи свидетельствуют о существовании вече во многих городах: Киеве, Владимире-Волынском, Новгороде, Звенигороде Галицком, Ростове, Суздале, Владимире на Клязьме, Полоцке, Переяславле-Залесском, Смоленске. Атрибутами вече были вечевой колокол и специальная трибуна (степень), возвышавшаяся над площадью. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, практиковалась запись выступлений. Решения принимались большинством присутствовавших. Постепенно круг рассматриваемых дел более четко очерчивался, наряду с делами частными, спорными и судебными все чаще темой обсуждения становятся общезначимые дела, включая вопросы войны и мира, объединения с соседями. Их можно рассматривать как исторический прообраз парламента и первый этап его становления.

   Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного  представительства. Это так называемый второй этап развития парламентаризма в России. Он относится ко времени, когда парламент приобретает значение государственного форума. В XVI—XVII вв. парламент становится сословно-представительным органом с совещательными функциями при монархе. К таковым можно условно отнести  Земские соборы в России. На них избирался царь, решались вопросы войны и мира, взимание податей и налогов. Велика их роль в собирании Русских земель, в выходе из «смутного времени», в формировании централизованного государства, несмотря на то, что они остались совещательными органами. Существование Земских соборов, Советов всея земли русской, как их называли, оказалось исторически ограниченным. Их время — это середина XVI — конец XVII столетия.

   В Московском государстве Земские соборы играли заметную роль в законотворческой деятельности. На соборах принимались развернутые решения, имеющие силу закона (так, церковно-земский собор 1584 г. при царе Федоре Иоанновиче принял решение об отмене церковных и монастырских податных льгот - тарханов). В 1611 г. под Москвой несколько месяцев действовал «Совет всея земли», составивший своего рода основной закон - «Приговор всея земли», принятый Земским собором, который и выбрал временное правительство во главе с боярами и военачальниками (Д.Трубецкой, И.Заруцкий, П.Гяпунов), ответственное перед Собором. Под контроль выбранных представителей Собора была помещена и судебная, и административная деятельность этого правительства, сформировавшего центральный административный аппарат, который воспроизводил систему высших государственных учреждений - приказов. Это были Разрядный, Поместный, Разбойный приказы, ведавший казною Большой приход, были даже Дворцовый приказ и приказы территориальной компетенции - четверти.

   Заметное место в истории земских соборов занял Собор 1613 г., избравший на царство Михаила Федоровича Романова. В последующие несколько лет (1613-1622 гг.) соборы функционировали постоянно, и к их помощи власти предержащие прибегали для объявления новых налогов (почти ежегодно), упорядочения отношений с казачеством, материального обеспечения войска. Но после 1622 г. работа Земского собора была свернута. По мнению Черепнина, это свидетельствовало о развитии государства от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В то время Собор так и не обрел государственно-правовой статус, хотя в ряде случаев он принимал действительно фундаментальные правовые акты.

   В 1649 г. Земский собор утвердил новый общегосударственный правовой кодекс - Соборное уложение. А четырьмя годами позже, в 1653 г., на Соборе был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Один из последних соборов, 1632 г., принял решение об отмене местничества. В дальнейшем вся полнота власти вновь была сосредоточена в руках главы государства - царя. Земские соборы, не став полноправными законодательными органами, все же прочно вошли в законодательную историю России. Некоторые авторитетные исследователи (М.Клочков, В.Якушкин, В.Ключевский и др.) усмотрели в земских соборах начала народного представительства.

   В развитии этого института (особенно в 1613-1649 гг.) при желании можно увидеть даже эволюцию в направлении парламентаризма. Разумеется, соборы не были и не могли быть парламентами в современном смысле слова, более того, они существенно отличались даже от Генеральных штатов средневековой Франции. Тем не менее при укреплявшемся самодержавии земские соборы все-таки обеспечивали представительство некоторых общественных сил и специфических местных интересов. Лишь к концу XVII столетия самодержавная тенденция возобладала окончательно, и институт земских соборов (как, впрочем, и церковных, которые тоже были особой формой осуществления идеи представительства в допетровской Руси) исчез из политической истории, но остался в памяти. Вплоть до революции 1905 г. идея Земского собора продолжала быть в России важным символом для самых разных политических сил.

   В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.

   Боярская дума в качестве высшего совета при князе (с 1547 г. при царе) существовала с X в. по начало XVIII в., который состоял из представителей аристократии, его деятельность носила законосовещательный характер. Она не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С XI века вследствие наделения землей княжих мужей и их слияния с земскими боярами стала Думой князя и бояр. Она участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т.д. (являлась советом великого князя с его вассалами, обладавшими определенной политической силой.

   В Северо-восточной Руси в XIV - XV вв. в Боярскую думу входили бояре, ведавшие отдельными отраслями (путями) дворцового княжеского управления (путные бояре), а также тысяцкий, окольничий, дворецкий и другие лица административного управления князя. Состав, права и компетенция Боярской думы не были строго определены законом. Обычно совещание состояло из нескольких человек. При обсуждении наиболее важных вопросов, выходивших за рамки текущих дворцовых дел, происходило совещание Боярской думы расширенного состава из                 10-15 человек и более. С начала XV в. членами Боярской думы стали так называемые бояре введенные (большие бояре), представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители его наиболее важных поручений.

   С образованием Русского централизованного государства Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили думные чины - бояре, окольничие. Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати - представителям княжеских фамилий. В эпоху сословно-представительной монархии Боярская дума осуществляла власть совместно с царем. Ее влияние было значительным и в работе Земских соборов. Во время опричнины Боярская дума возглавляла правительство земщины, а на опричной территории действовала опричная Боярская дума.

   В XVI в. и особенно в XVII в. состав Боярской думы пополнялся центральной властью за счет менее знатных лиц - родственников и приближенных царя: в ее ряды влилось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благодаря личным заслугам, увеличилось число думных дьяков. Они представляли влиятельную прослойку приказной бюрократии. Боярская дума обсуждала все вопросы обычно вместе с великим князем, а затем с царем; решение Боярской думы в таких случаях начиналось формулой: «царь указал, и бояре приговорили»; некоторые вопросы царь решал без Боярской думы, другие дума решала без царя, но по его поручению («бояре приговорили»). Эти решения утверждались царем. В ряде случаев царь совещался с узким кругом наиболее приближенных деятелей, составлявших так называемую Ближнюю думу. Боярская дума контролировала деятельность приказов, назначала воевод и т.д. С развитием абсолютистских тенденций во 2-й половине XVII в. значение Боярской думы уменьшалось; еще большее значение приобретала Ближняя дума. В начале царствования Петра I количественный состав Боярской думы уменьшился, из ее ведения были изъяты наиболее важные дела, которые решались новыми сановниками, выдвинутыми Петром I; количество заседаний Боярской думы резко сократилось с образованием Сената. В 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

   Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.

   Идеи парламентаризма набирают силу в период абсолютной монархии (XVIII — начало XX в.). Он характеризуется ориентацией на западные модели организации власти и западные доктрины.   Именно с XVIII века ученые отсчитывают начало истории отечественного конституционализма. Таким образом, идеи парламентаризма, представительного правления начинают развиваться в связи с конституционализмом и либерализмом в рамках этих европейских направлений. Парламентаризм  является венцом конституционного режима. На данном этапе возникают уже более или менее проработанные конституционные проекты, в которых ограничение власти монарха  связывается с наличием представительного законодательного (законосовещательного) органа, обладающего более или менее широкими полномочиями. В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство - всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления.

   Отправной точкой практической реализации идей парламентаризма в России суждено было стать Высочайшему Манифесту от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифест от 17 октября 1905 года по целому ряду своих характеристик действительно отвечал требованиям конституционного акта, то есть документа, нацеленного на урегулирование коренных общественных отношений, выстраивающего упорядоченную систему государственно-властных учреждений, наделенного высшей юридической силой. Характеризуя организацию Государственной Думы и Государственного Совета России в модели Манифеста 17 октября 1905 г. и Указов Николая II от 20 февраля 1906 г. многие специалисты высказывают мнение, что они являлись палатами Двухпалатного парламента, что Манифест и Указы 20 февраля 1906 г. «превратили Государственный Совет, по существу, во вторую палату российского парламента». Хотя с абсолютной категоричностью говорить об этом нельзя, поскольку официально это были два самостоятельных государственных органа.

   Вершиной развития законодательства о Государственной Думе, учрежденной под давлением первой русской революции 1905 - 1907 гг., стал также утвержденный Указом Николая II Свод основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., которые могут быть квалифицированы как первая Российская Конституция - хотя конституцией они официально не именовались.

   В Своде основных государственных законов формулировалась концепция Парламента, «встроенного» в специфический механизм «разделения властей». Особенность этого механизма проистекала уже из того, что основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. были дарованы Российским императором, таким образом, они фактически не отрицали сам принцип самодержавия. С 1906 по 1917 год были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.

   Анализируя итоги работы I, II, III, IV Государственных дум в Российской империи, можно отметить, что история создания и деятельности Государственной думы в России показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия. Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в лице самых политически активных его сил. В России же социально-политическая ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой стороны, царизм не стремился к поискам такого компромисса, чем обрек себя на гибель.

   В период советской власти принцип разделения властей был отвергнут, тем самым государство отказалось и от парламентаризма европейского типа. Законодательные и представительные институты (просуществовавший в 1917 - 1937 гг. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, позднее - Верховный Совет, съезды Советов) лишь частично соответствовали общей модели парламентаризма.

   По своему устройству система Советов народных депутатов - единая от Верховного Совета СССР до сельского Совета - может быть классифицирована как квазипарламентская, поскольку парламент (ВС) выступал как надстройка всей структуры представительных органов при его заметном влиянии на деятельность местной законодательной власти. В свою очередь, законодательные функции Советов были ограниченными и порой просто формальными. Вместе с тем этого нельзя сказать о представительной роли Советов, так как существовал вполне надежный механизм прямой и обратной связи депутатов со своими избирателями. Немалым пороком советской системы были выборы в Советы всех уровней на безальтернативной основе - в строгом смысле слова этот процесс трудно назвать «выборами», ибо можно было только проголосовать за рекомендованную «партией-государством» кандидатуру. Таким образом, при тоталитарном режиме формально единовластные Советы были в целом второстепенными элементами политической системы - они не располагали правовым потенциалом влияния на реальную жизнь общества.

   В условиях подлинной демократизации Советы могли бы стать значимым фактором осуществления народовластия и каналом организации представительной власти в обществе. И с началом перестройки во второй половине 1980-х годов произошел возврат к «раннесоветским» формам демократии (Съездам народных депутатов, выбиравшим из своего состава членов палат Верховного Совета СССР). Но это возвращение к якобы более демократическим формам парламентаризма носило поверхностный, почти неуправляемый характер, который вел к ослаблению государственности, расшатыванию связей между союзными республиками, развертыванию национал-сепаратистских движений и, в конце концов,  к распаду Советского Союза.

   Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 1990 гг. была учреждена «двухэтажная» парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства» и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти. Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся «полновластный» Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

   Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ. По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др.

   Новые принципы федеративного устройства страны, закрепленные Конституцией 1993 года, дали всем субъектам Российской Федерации право принимать законы, провозгласили их равенство и самостоятельность.

   Парламенты субъектов Российской Федерации появились на политической арене в 1994 году. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 09 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и Конституцией Российской Федерации на заседании малого совета народных депутатов Еврейской автономной области 13 октября 1993 года был поднят вопрос о формировании нового представительного органа государственной власти в Еврейской автономной области. Решением малого совета и администрации области от 28 декабря 1993 года № 170/301  предусматривалось создание Законодательного Собрания Еврейской автономной области из 15 депутатов, избираемых сроком на 2 года. Выборы в него на территории Еврейской автономной области состоялись 13 марта 1994 года.

   Новый законодательный орган должен был на практике обеспечивать и развивать положения Конституции, в предельно сжатые сроки наладить эффективную законотворческую деятельность.

   Эта дата вошла в летопись современной политической истории Еврейской автономной области как начало деятельности высшего законодательного (представительного) органа области - Законодательного Собрания Еврейской автономной области, ставшего историческим правопреемником областного Совета народных депутатов. Это был важный период становления, а затем развития и активной деятельности нового политического института регионального парламентаризма, ставшего важнейшим фактором устойчивого общественно-политического развития.

   Перед парламентариями стояла сложная задача – связать воедино интересы избирателей и направить их на решение проблем области в целом в условиях отсутствия законодательной базы. Поэтому первые месяцы были посвящены систематизации и структурированию всего комплекса проблем, который стоял перед новым законодательным органом.

   Депутаты первого созыва Законодательного Собрания Еврейской автономной области начинали свою работу с чистого листа. Главным итогом их деятельности стало принятие основного закона области - Устава Еврейской автономной области.

   Работу по формированию нормативной правовой базы области продолжили депутаты второго созыва, избранные 26 октября 1997 года. Среди содержательных итогов их деятельности следует назвать: создание условий для функционирования законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти Еврейской автономной области, развитие местного самоуправления; принятие важных законов в сфере экономики; значительную модернизацию законодательной базы социальной защиты населения; регулирование отношений в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения и др.

   Отличительной чертой деятельности депутатов Законодательного Собрания третьего созыва, избранного 28 октября 2001 года, стало пристальное внимание к целевому программному развитию социально-экономической структуры региона, к проблеме взаимоотношений с представительной властью на местах, стремление обеспечить социальную направленность бюджетной политики.

   Для более эффективного решения всех этих вопросов при Законодательном Собрании области были созданы новые структуры. Для оказания консультативной помощи депутатам, экспертно-аналитического обеспечения нормотворческой деятельности в 2003 году образован Консультативный совет по вопросам законодательства, в состав которого вошли научные работники, предприниматели, руководители общественных организаций.

   Для более активного взаимодействия с представительными  органами  муниципальных образований области, вовлечения их в законотворческий процесс создан Совет руководителей представительных органов муниципальных образований области, основными задачами которого является обеспечение сбалансированного подхода и учета интересов муниципальных образований при подготовке проектов областных законов, а также изучение и обмен опытом работы представительных органов муниципальных образований. В 2003 году по инициативе депутатов  была образована  Общественная молодежная палата, которая должна способствовать привлечению молодых людей к законотворческой деятельности, участию их в решении вопросов молодежной политики и управлению делами государства, представлению их интересов в жизни общества. С октября 2004 года в Законодательном Собрании области создана  депутатская группа «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в состав которой вошли 10 депутатов.

   Основными дискуссионными площадками являются постоянные комитеты Законодательного Собрания Еврейской автономной области. Именно здесь проводится вся основная предварительная и очень кропотливая работа, снимаются основные противоречия, получают возможность высказаться представители общественности.

   В октябре 2006 года на территории области прошли выборы депутатов Законодательного Собрания области четвертого созыва. Этот созыв стал первым, когда в законодательную власть пришли не только кандидаты, избранные по одномандатным округам, но и представители политических партий.

   В деятельности Законодательного Собрания области четвертого созыва сохранилась социальная ориентированность законотворческой работы. На первом месте по-прежнему стояли задачи реальной заботы о жизни и благосостоянии людей.

   Свои коррективы в законотворческую деятельность областных парламентариев четвертого созыва внес мировой финансовый кризис. Главные усилия депутатов совместно с исполнительной властью области были сосредоточены на формировании антикризисной политики, в первую очередь её юридической базы. Интенсивная работа велась во всех отраслях законодательства: государственное строительство и вопросы местного самоуправления, развитие экономики и укрепление финансовой системы. Принят ряд нормативных правовых актов, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Законодательное Собрание области делало все возможное, чтобы в этих условиях не допустить ситуации резкого ухудшения на рынке труда, снижения жизненного уровня и роста безработицы. Особенно тщательно следили депутаты за исполнением областного бюджета, целевым использованием денежных средств.

   Также впервые в истории областного парламентаризма на заседании Законодательного Собрания области был заслушан отчёт губернатора области о деятельности правительства области за минувший год. В перечень полномочий законодательного органа включена обязанность по организации и проведению публичных слушаний по проекту бюджета области на очередной финансовый год.

   Особое внимание было уделено решению приоритетных задач, которые поставлены высшим руководством страны: проведение эффективной государственной политики в сфере охраны семьи, материнства и детства, законодательное обеспечение стандартов демократии.

   В этот период в Законодательном Собрании области стали активно использоваться такие формы работы, как депутатские и публичные слушания, стало актуальным проведение расширенных заседаний комитетов с привлечением широкого круга заинтересованных лиц.

   Выборы депутатов Законодательного Собрания области V созыва состоялись 04 декабря 2011 года по смешанной системе, из девятнадцати мест девять были распределены между победителями в одномандатных округах и десять – между кандидатами из региональных партийных списков. Данные выборы отличались от предыдущих усилением конкуренции за места в парламенте, так как раньше по спискам можно было попасть в законодательный орган только в случае если партия получила не менее 7 процентов голосов от числа избирателей, пришедших на выборы. Теперь партия, набравшая более 5 процентов голосов, получила право делегировать в Законодательное Собрание области одного кандидата.

   В итоге в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области в Законодательном Собрании области впервые было сформировано более одной фракции:

фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (14 депутатов);

фракция «КПРФ» (2 депутата);

фракция «ЛДПР» (2 депутата);

фракция « СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (1 депутат).

   В целом, рассматривая деятельность парламента Еврейской автономной области, начиная с 1994 года, следует отметить несколько моментов. Прежде всего, за прошедшие годы Законодательное Собрание Еврейской автономной области стало самостоятельным органом власти области. Это выразилось и в порядке его формирования, и в полномочиях. Сложилось понимание сущности и значения законодательной власти, ее места в системе органов государственной власти. Несмотря на новый статус и новые условия жизни, в деятельности Законодательного Собрания области всегда сохранялась преемственность. И в формах работы, и в составе депутатского корпуса, и в организации деятельности. Основными рабочими органами Законодательного Собрания области всегда были комитеты. И, несмотря на то, что их количество менялось, основной костяк всегда оставался неизменным. Продолжала реализовываться представительная функция. Она для большинства депутатов остается  наиболее знакомой и привычной формой работы.

   Всегда важным направлением деятельности являлось взаимодействие с органами местного самоуправления. В разных формах работали совещательные органы по взаимодействию Законодательного Собрания области с представительными органами местного самоуправления Еврейской автономной области. На протяжении всех последних лет представительный орган искал и осваивал новые формы работы, новые полномочия, новые функции. За период своей работы Законодательное Собрание области приняло около 800 базовых законов. Со временем существенно улучшилось их качество, совершенствовался процесс подготовки и проработки законопроектов.

   Много было сделано для повышения открытости Законодательного Собрания области. Материалы о деятельности депутатов регулярно размещаются в областных средствах массовой информации, создан официальный сайт, на котором размещаются повестки заседаний комитетов и Законодательного Собрания области, актуальная информация обо всех мероприятиях, проводимых в Законодательном Собрании области, организована работа с обращениями граждан, в том числе в электронной форме.

   Сегодня основные направления работы Законодательного Собрания Еврейской автономной области совпадают с направлениями стратегического развития области. Это стимулирование экономического развития области путем привлечения инвестиций, создания рабочих мест, развития новых производств, поддержки сельского хозяйства. Это совершенствование системы социальной поддержки социально незащищенных слоев населения.

   Все прошедшие годы работы Законодательного Собрания области показали, что в Еврейской автономной области работает высокопрофессиональный парламент, сумевший создать систему законов, регулирующих самые разные стороны жизни жителей области. Создана серьезная законодательная база, накоплен огромный опыт, однако предстоит сделать еще очень много на благо жителей Еврейской автономной области.

   Таким образом, за девятнадцать лет жители Еврейской автономной области пять раз, используя своё избирательное право, формировали законодательный (представительный) орган государственной власти. Опираясь на выборы, Законодательное Собрание Еврейской автономной области получило не только мандат доверия со стороны населения, но и возможность проводить собственную политику.

   Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно с уверенностью говорить о прочном укоренении парламента как института самоорганизации нашего общества. В наши дни институт парламентаризма активно развивается как в Еврейской автономной области так и в России в целом.

   Дальнейшее развитие и совершенствование института парламентаризма обусловлено целями, обозначенными Конституцией Российской Федерации, поэтому оно должно способствовать укреплению демократии, увеличению результативности государственного механизма в обеспечении прав и свобод человека, благосостояния населения как страны в целом, так и отдельно взятого региона.

 
 
Яндекс.Метрика

© Законодательное Собрание Еврейской автономной области

679016, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 18

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Официальный интернет-сайт Законодательного Собрания Еврейской автономной области обязательна.

Разработка сайта Дмитрий Беккерман